Казанский кафедральный собор
Казанский кафедральный собор — это величественное сооружение, расположенное в Северной столице, оно считается одним из крупнейших вотивных зданий. Крылья колоннады развернулись с двух сторон от центра сооружения. Наружные стороны особняка украшены барельефами, которые сделаны из известняка и имеют желтоватый окрас. Ощущение от вида собора, непередаваемое. Отделка внутренних и внешних стен сооружения, приводят взор в восхищение: 56 шикарных колон, создают чувство объемного пространства и царственной обстановки, за счет финского розового гранита, из которого они сделаны и золоченых коринфских капителей, которыми они украшены.
Казанский кафедральный собор стоит посреди города Санкт — Петербург. Его фасады смотрят на канал Грибоедова и Невский проспект. В северной столице, здание считается одним из самых величных. Ввысь храм 71.5 метра. В его честь назвали: улицу, которая идет от храма, мост на пересечении канала Грибоедова и Невского проспекта и остров в дельте Невы.
Строительство собора
В течении двух веков Икона Казанской Божьей Матери была объектом религиозного поклонения дома Романовых. Впервые икона попала в город при помощи Петра I. Уже в начале XVII века в городе Петербург, возвели церковь Пресвятой Богородицы по проекту известного русского зодчего М. Г. Земцова. Казанский кафедральный собор, был сооружен на месте ранее стоявшей церкви, которую снесли в конце века, также были снесены и граничащие с ней здания. Таким образом, образовалось много свободной территории в центре города.
Создание проекта
Для создания проекта молодого храма, объявили конкурс творческой тематики. Он затянулся почти до трех лет, в период с 1797 года до 1800 года. Каждый из участников конкурса, был должен выполнить не простую задачу. Сам Павел I желал, чтобы храм был схож с собором Святого Петра, который стоял в Риме и в создании которого принимал участие великий Микеланджело Буонарроти и другие архитекторы эпохи Возрождения. Казанский кафедральный собор обязательно должен быть украшен колонадой, как к собору Святого Петра зодчим Джованни Бернини. Было важным поддержать уже сформировавшийся стиль окружающих архитектурных зданий.
Придерживаясь православного канона, алтарь храма обязан смотреть на восток, на запад же основной фасад здания, имея ввиду Казанскую улицу, ранее известную, как Мещанская. Еще в самом начале конкурса о себе заявили такие величественные архитекторы, как Ч. Камерон, А. Н. Воронихин и П. Гонзага. Также для участия в конкурсе прибыл в столицу Ж. Ф. Томон, в 1800 году.
Первым одобренным проектом Павлом I, стал Ч. Камерона. Но, в 1800 году в ноябре, с подачи графа А. С. Строганова — ответственного за возведение, был одобрен проект А. Н. Воронихина. Данное решение долго держалось на устах общества. Воронихин — бывших крепостной Строгановых, такое просто не могло не вызвать жаркие дискусии среди населения. Его утвердили в 1786 году.
Святыни храма
Собор гордится своею главной святыней — чудотворной иконой Божьей Матери. Еще в первой половине XVII века, она была главной святыней князя Дмитрия Пожарского, который брал ее в Ополчение. После чего, ее отдали на сохранение в московский Теремной Казанский собор.
В 1710 году Петр I повелевал, чтобы привезли старинную копию чудотворного образа. Во время постройки Собора Казанской иконы Воронихин следовал указаниям Павла I и от предоставленного прототипа взял лишь направление стиля колоннады, которая имела полукруглую форму и расположилась впереди храма. Творение русского мастера прекрасно вписалось в застройку Невского проспекта.
Описание храма
Центральный вход в собор, было решено сделать со стороны Казанской улицы. Северный город обрел совершенное по своей уникальности творение, которое восхищает не только местных жителей, но и приезжих в город гостей.
Здание напоминает собой латинский крест, вытянутый с запада на восток, который украшает купол. По длине собор занимает 72.5 метра, а с севера на юг занимает 56.7 метра. С куполом, данное здание возвышается на 71.6 метра. Северный парадный фасад собора обращен к Невскому проспекту, также к нему вплотную стоит дугообразная колоннада. Крылья у колоннады заканчиваются порталами-проездами. Три входа в собор, увенчанные фронтами и украшены многоколонными портиками. На куполе сияет крест из золота.
Внутреннее убранство имеет 56 колонн сделанных из финского розового гранита, украшенных золочеными капителями. Пол выложен карельским мрамором, розового и серого цвета. Самыми значимыми элементами в интерьере собора являются чудотворный образ, расположенный с лева от величественных ворот, диаконские и царскиеврата, алтарь, «Взятие Христа воинами в Гефсиманском саду» и «Шествие на Голгофу», а также два барельефа.
По плану Казанский кафедральный собор выполнен в виде латинского креста, посреди которого возвышается купол. Барельефы, облицовка, капители, антаблемент и наружные колонны, все это сделано из пудостского камня, который сам по себе имеет форму желтоватого известняка, добытого неподалеку от Санкт-Петербурга. Весь город украшен скульптурами и статуями и собор тут не исключение. За данной скульптурой хороший уход.
Значение храма
Освящение Казанского собора произошло в 1811 году. Петербург очень трепетно оберегает память о тех русских воинах, которые прямо с молебна направлялись защищать родину в Великой Отечественной войне. Под сводами собора, было погребено тело М. И. Кутузова в 1813 году. Он уходил командовать русскими войсками прямо из этого собора.
Через 24 года на площади напротив храма, установили памятник величественному полководцу. После Отечественной войны в соборе остались на сохранения множество трофеев: ключи от захваченных крепостей и городов и знамена поверженных войск.
Советское время
Сейчас тяжело вообразить, что собор ранее был закрыт, в 1929 году. Еще тогда Лененград, сейчас уже Санкт — Петербург, активно боролся с «религиозным дурманом». Поистечению трех лет собор был объявлен Музеем истории атеизма. Тогда многие безценные иконы передали на хранение Русского музея. Самую главную святыню Казанского собора — икону Божьей матери, перенесли в храм располагавшийся на Петроградской стороне. Различные реконструкции хорошо потрепали интерьер собора, там почти ничего не осталось.
Собор в наши дни
Во второй части прошлого века в Петербург вернулись Епархии, а с ними и храм вернул потерянный статус. Уже в первой половине XXI века в собор вернулась икона Божьей Матери, на свое законное место.
Казанский кафедральный собор снова стал принимать прихожан в 1991 году. После возвращения святыни и крест на куполе вновь возцарил над храмом. в 2003 году, к 00-летию Санкт-Петербурга был вылит самый большой купол для собора, его вес составлял 4 тонны, а высота больше 2 метров. Такое творение отлили мастера Балтийского завода.
Собор часто проводит службы, привлекая участие высших чинов православной иерархии. Ежегодно 12 сентября, проходят крестные ходы от храма по Невскому проспекту до Александро-Невской Лавры. Их устраивают в честь святого покровителя города князя Александра Невского.