Храм Спаса на Крови | Олег Горемыкин

Храм Спаса на Крови

Собор Воскресения Христова на Крови, более известный как Храм Спаса-на-Крови, православный храм Санкт-Петербурга, являющийся музеем, памятником архитектуры и напоминанием о трагическом событии, случившимся на этом месте. Здесь в 1881 году император Александр II, почитаемый как реформатор и «освободитель» (этим титулом его наградил народ за отмену крепостничества), получил смертельную рану, нанесенную ему народовольцем И.Гриневецким.

Собор был построен для увековечения памяти погибшего императора с согласия Синода и по указанию Александра III. Именно он принимал окончательное решение о выборе проекта, а о том, как он ответственно это делал, говорит тот факт, что пришлось объявлять последовательно три архитектурных конкурса. Выбран был проект архитектора А.Парланда, в совместной разработке с архимандритом Игнатием (Малышевым).

Это девятиглавый собор в стиле русской православной архитектуры, внешне несколько напоминающий московский собор Василия Блаженного. Его высота составляет 81 метр, что символизирует год трагического события. Храм не рассчитан на большое число посетителей, одновременно в нем могут находиться около 1600 человек.

Торжественная закладка храма была выполнена 1883 году, освящение состоялось в 1907. Столь длительный срок строительства был связан с большим объемом мозаичных работ, на целое десятилетие отложивших освящение. И тогда и сейчас храм поражает богатством своего внутреннего убранства, а его живописный силуэт ярко выделяется на общем фоне Петербурга, большинство сооружений которого отличаются строгостью линий, цветовых сочетаний. Для покрытия куполов использована позолота и цветная эмаль, причем рисунки всех куполов неповторяющиеся. Для оформления храма использовано несколько видов итальянского мрамора и полудрагоценных камней (топаз, яшма, горный хрусталь и другие).

Колокольня храма Спаса-на-Крови размещена в западной части строения, венчается большим золотым куполом. Его расположение указывает на точное место, где был нанесен смертельный удар. Здесь сохранили часть мостовой и металлического ограждения набережной канала, обагренные кровью императора. На цоколе храма можно видеть 20 гранитных досок с описанием главных деяний Александра II

Внутренние помещения храма представляют собой настоящий музей русского мозаичного искусства. Общая площадь мозаичных картин оценивается в 7065 квадратных метров, мозаика полностью покрывает своды, стены и пилоны, она является одной из крупнейших в Европе мозаичных экспозиций. Все картины создавались в художественно-мозаичной мастерской В.Фролова по эскизам ведущих художников того времени. Эскизы для мозаичных икон иконостаса «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель» были выполнены Нестеровым и Васнецовым.

Фото Храм Спаса на Крови

Легенды и мифы

Рассказывают, что в храме на одной из икон указаны даты, наиболее значимые для истории России. Среди них есть 1917, 1941, 1953 годы. Есть еще одна дата, относящаяся к будущему, но пока не проявляющая себя и не поддающаяся расшифровке.

Другая легенда говорит о совсем недавних событиях. Когда в 1970 году Спас-на-Крови был передан в подчинение музею «Исаакиевский собор», было принято решение о срочной реставрации храма снаружи и внутри. Тогда же были возведены строительные леса, но реставрация затянулась и стали поговаривать, что как только снимут леса, так и окончится советская власть. Леса были разобраны в 1991 году, август которого стал поворотным в нашей стране.

Храм Спаса-на-Крови сегодня

Еще в тридцатые годы несколько раз тогдашней властью принималось решение разобрать храм, поскольку до революции он содержался исключительно за государственный счет и не был приписан ни к какой общине. Здесь проводились только службы в память царя-мученника. После войны просторное помещение храма арендовал Малый оперный театр для складирования декораций.

После реставрации, в 1997 году, храм был открыт для посетителей, в 2004 году была отслужена первая после 70-летнего перерыва литургия под руководством митрополита Санкт-Петербургского Владимира.

Похожие сообщения

Оставить комментарий