Исаакиевский собор

Исаакиевский собор — крупнейшее храмовое сооружение Санкт-Петербурга, являющийся, наряду с Адмиралтейством, Петропавловским собором, главной доминантой Северной столицы.

Исаакиевский собор Санкт-Петербурга — выдающийся памятник архитектуры, яркий образчик русского культового искусства, один из красивейших и грандиознейших купольных сооружений мира. Его высота составляет 101, 5 метров, а общий вес оценивается в 300 тыс. тонн. На площади в 4000 кв.м может одновременно разместиться 12 тысяч человек. По размерам его превосходят лишь собор Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции.

Вот уже более 150 лет золотой купол Исаакиевского собора доминирует над историческим центром нашей Северной столицы, являясь самым большим и самым красивым православным храмом города. Посвящен он преподобному Исаакию Далматскому, святому, день памятования которого волею судеб совпал с днем рождения Петра Великого, основателя Санкт-Петербурга. Первый российский император был очень непростым человеком, с яркой драматической судьбой. Вероятно, это же он вложил и в судьбу храма вместе с закладкой первого камня.

Из истории Исаакиевского собора

Истоки величия Исаакиевского собора связывают с именем императора Петра I, по инициативе которого была возведена первая церковь посвященная св. Исаакию Далматинскому. Этот святой был особо почитаем Петром, поскольку день его рождения приходится на день поминания св. Исаакия Далматинского (30 мая по ст. стилю).

Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 году. Была она деревянной, отличающейся внешней простотой, как и все первые постройки города. Основное ее назначение — дать возможность строителям города посещать службы. Несмотря на свою скромность, она вскоре стала главной городской православной церковью. Именно здесь Петр обвенчался со своей супругой Екатериной.

Вторая Исаакиевская церковь была заложена в 1717 году. Она должна была быть каменной и заменить обветшавшую к тому времени деревянную. Петр принимал живейшее участие в строительстве, заложив первый камень. Автор проекта — видный архитектор того времени, Г. И. Маттарнови, яркий представитель стиля «петровского барокко». Строительство было закончено в 1727 году, но храм прослужил недолго: уже в 1735 году он потребовал капитального ремонта из-за разрушений, вызванных подмыванием фундамента. Храм решено было перенести на другое место.

Третий Исаакиевский собор строился по указу Екатерины II. Проект был создан А.Ринальди, место выбрано между Исаакиевской и сенатской площадями. При Екатерине строительство не было завершено, а ее преемник, хотя и достроил собор (освящен в 1802 году), но не отдавал строительству должного почтения. В результате экономии средств и материалов и отхода от первоначального проекта, третий собор не стал украшением центральной части города.

Четвертая версия Исаакиевского храма возникла как необходимость привести главный собор центральной части города в соответствие общей архитектурной концепции. Инициатором выступил император Александр I. Архитектор выбирался на основе конкурса, объявленного в 1813 году. Им стал О.Монферан, предложивший сохранить алтарную зону подкупольные пилоны, но разобрать колокольню, алтарные выступы и западную стену здания, расширив внутреннее пространство в длину. Северная и южная стены сохранялись, но к ним предполагалось пристроить колонные портики. Центральный большой купол дополняли четыре малых угловых.

Строительные работы были начаты в 1818 году, торжественное освящение было проведено в 1858, в день поминания св. Исаакия Далматского. Таким образом, строительство велось 40 лет, но нужно учесть, что первый проект был признан неудачным (с точки зрения надежности постройки) и в 1825 году был утвержден новый план того же автора. Именно таким мы видим современный Исаакиевский собор.

Фото Исаакиевский собор

Купола и колокольня

Исаакиевский собор построен в классическом стиле и как большинство православных храмов — пятиглавый. Главный купол изготовлен из металла, что позволило уменьшить его вес без потери прочности. Конструктивно он состоит из трех частей: сферической нижней, конической средней и параболической наружной. В диаметре наружный свод купола имеет 25,8 м, внутренний — чуть более 22 метров.

Интересный факт: для заполнения пространства между фермами использовались вместо кирпича пустые гончарные горшки конической формы. Они значительно легче кирпича, дают большую теплоизоляцию и существенно улучшили акустику храма.

Наружное покрытие куполов выполнено из хорошо подогнанной листовой меди, покрытой золотом. На золочение всех пяти куполов ушло около 100 кг червонного золота. Венчает главный купол и весь храм фонарь с установленным на нем золотым греческим крестом.

Главный колокол, весом около 30 тонн, установлен на северо-западной колокольне. При изготовлении колоколов использовался сплав меди, серебра и олова, на главном из них можно видеть изображение государей России.

Внутреннее убранство храма

Храм имеет три алтаря. Главный, средний из них, посвящен Исаакию Далматскому, правый — святой Великомученице Екатерине, левый — святому благоверному князю Александру Невскому. При оформлении иконостасов использован белый облицовочный мрамор, желтый и зеленый отделочный мрамор, малахит, лазурит, яшма, золоченая бронза.

Храм вполне может служить неофициальным музеем цветного камня из-за большого количества мозаичных картин русских мастеров. Это, в некоторой степени, была вынужденная мера, поскольку предполагалось, что мозаичные полотна лучше сохранятся во влажной климате северной столицы. Кроме этого, для украшения храма использовано более 300 скульптурных групп, отдельных скульптур, барельефов. В оформлении храма принимали участие лучшие художники того времени: П.В. Васин, Василий Шебуев, Карл Брюллов, Федор Бруни, Иван Витали, П.К. Клодт, А.В. Логановский, С.С. Пименов и другие мастера.

Главный иконостас украшают малахитовые колоны, далее в окне главного алтаря установлен витраж «Воскресение Христа». Интересно, что впервые витражное изображение Христа установлено было в православном соборе, до этого такое оформление применялось только в католических храмах. Специальное разрешение было получено от Священного Синода и с тех пор стало образцом для использования иконографических стеклянных форм в российских православных церквах.

Легенды и мифы

Рассказывают, что главный архитектор Исаакиевского собора Огюст Монферран, знал о предсказании, согласно которому он будет жить, пока строится собор. Так и случилось, случайно или нет, но Огюст Монферран скончался всего через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, бывшего главным делом его жизни. Говорили, что это предсказание повлияло на длительный, затяжной срок строительства. Он завещал похоронить себя на территории собора, однако царственного разрешения не было получено, его вдова увезла тело в Париж, ограничившись троекратным обносом гроба вокруг храма. Его изображение есть на фризе одного из портиков.

Известна легенда о предсказании ясновидящими падения Дома Романовых после того как будут убраны леса с Исаакиевского собора. Хотя храм был освящен в 1858 году, работы в нем велись вплоть до 1916 года, когда были сняты остатки лесов. Далее последовал 17-й год, отречение Николая II, конец самодержавия, начало новой эры Российской Империи.

Блокада Ленинграда и мощные артобстрелы города не нанесли вреда Исаакиевскому собору, несмотря на то, что он представлял отличную мишень при стрельбе прямой наводкой. Лишь западный фасад собора был слегка поврежден.

Исаакиевский собор сегодня

Храм числится как государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». Во второй половине прошлого века были проведены реставрационные работы, оборудованная смотровая площадка на центральном куполе. Отсюда, с высоты 43 метра, открывается прекрасная панорама города.

В 1990 году была проведена первая церковная служба, после передачи храма в исключительное использование в качестве архитектурного памятника и историко-художественного музея. В 1991 первом было принято решение предоставить храм в пользование христианской общине и теперь в нем регулярно проводятся службы по праздничным и воскресным дням.

Похожие сообщения

Оставить комментарий